Несколько дней назад источник Daily Telegraph, близкий к высокопоставленным чиновникам британского правительства, сообщил, что премьер-министр королевства Борис Джонсон склоняется в пользу принятия в местный закон о ставках поправок, которые могут сильно повлиять на экономику английского спорта. Metaratings.ru разбирается в ситуации.
Что случилось?
Нынешние правовые нормы, регулирующие работу букмекерских контор в Великобритании, были приняты еще в 2005 году, и действуют до 31 марта. По информации Daily Telegraph, Джонсон и его окружение могут уже к осени запретить букмекерам рекламироваться на формах клубов Премьер-лиги. На данный момент неизвестно, коснется ли этот возможный запрет клубов из низших лиг, тем более что ранее говорилось о возможных поблажках.
С предложением о запрете рекламы букмекеров еще прошлым летом выступила Палата лордов королевства. Она сослалась на заметное увеличение больных лудоманией. Причем Палата предложила запретить любую рекламу букмекеров не только на формах, но и около спортивных объектов вообще. То есть, под запретом могут оказаться логотипы контор на тренировочной экипировке, на стенах зданий, билетах, программках и так далее.
Как отметили спикеры во время заседания палаты, в Великобритании летом 2020 года насчитывалось более 300 тысяч лудоманов, а из-за пандемии это число стало резко увеличиваться. Всего же определённые проблемы с азартными играми имеются у 1,4 млн британцев. Причем, по мнению членов палаты, из-за отмены спортивных соревнований люди были вынуждены ставить на киберспортивные, которые еще больше прививают зависимость от азартных игр.
За год британцы теряют миллиарды фунтов
Согласно летнему отчету, ежедневно хотя бы один британец совершает самоубийство из-за азартных игр, а проблемы с зависимостью выявлены у более чем 50 тысяч детей. В 2019 году в букмекерских конторах британские игроки суммарно потеряли 14,4 млрд фунтов стерлингов. Неудивительно, что во время последнего опроса 2/3 респондентов сказали, что поддержат запрет на рекламу.
На данный момент есть ряд ограничений: например, рекламу букмекерских контор нельзя показывать за 5 минут до и после матча, но в отчете Палаты говорится, что этот запрет бессмысленный, так как зрители всё равно видят логотипы компаний во время игр.
В итоге британские чиновники предложили радикальные изменения в законопроект — первыми от рекламы букмекеров должны будут отказаться клубы АПЛ, а в 2023 году — низшие лиги и представители иных видов спорта. Причём, если законопроект будет принят в скором времени, то изменения могут вступить в силу уже в следующем сезоне.
Это сильно повлияет на экономику клубов?
Заметно. На данный момент логотипы букмекеров присутствуют на форме 10 клубов АПЛ из 20, и это не топовые команды. Превалируют иностранные конторы, например. в центре футболки «Лидса» находится логотип онлайн-букмекера SBOTOP, зарегистрированного на Филиппинах.
Ряд букмекерских контор работает с клубами не столь прямолинейно. К примеру, у «Париматч» есть соглашение с «Лестером», и логотип компании можно заметить на тренировочных комплектах и LED-бортах. Будет ли активация с букмекером под запретом во время предматчевых разминок — пока непонятно.
В Чемпионшипе у букмекеров еще более заметное влияние, здесь даже на логотипе самой лиги находится логотип конторы SkyBet. Всего же от таких компаний клубы второй лиги Англии зарабатывают около 40 млн фунтов, а 10 клубов АПЛ — примерно 70 млн. Это существенная сумма для команд во время пандемии, и представители Чемпионшипа отправили письмо министерству культуры, СМИ и спорта Великобритании, в котором сообщили, что изменения в закон могут привести к катастрофическим последствиям.
При этом, представители как Чемпионшипа, так и Премьер-лиги заявляют, что поддерживают изменения в отношении букмекерских контор, но просят отказаться от полного запрета. В частности, представители Чемпионшипа заметили, что титульный спонсор лиги, SkyBet, потратил около 70% своего дохода с матчей на пропаганду «безопасных азартных игр». Иными словами, они уверяют, что и сами букмекеры озабочены сложившейся в стране ситуацией, и готовы действовать любым образом, лишь бы избежать прямого запрета.
Клубы продолжат работать с букмекерами в соцсетях?
Да. На данный момент ведутся разговоры только о введении запрета на объектах, но о дополнительных ограничениях в других сферах деятельности клубов речи не было. То есть, команды, как и раньше, могут проводить спонсорские активации в социальных сетях, тем более что их роль с каждым годом растет. К примеру, «Лестер» по итогам матчей в Твиттере выкладывает картинку со счетом, и на ней присутствует логотип «Париматч».
A hard-fought point for the Foxes on Merseyside.
— Leicester City (@LCFC) January 27, 2021
Full-time sponsored by @ParimatchGlobal ⏱️#EveLei
То есть на данный момент у клубов есть дополнительное пространство для работы с букмекерами уже за пределами спортивных объектов, причем остается много еще не освоенных возможностей за счёт роста популярности новых соцсетей, как было в последние годы с TikTok.
Также стоит понять, коснётся ли возможный запрет низших лиг уже в нынешнем году. Ведь в случае отсрочки для них велика вероятность, что клубы из Премьер-лиги в Кубке Англии и Кубке Лиги сыграют дома с командами, которым пока еще будет разрешено наносить логотип букмекера. То есть, в данном случае, хотя бы на несколько игр, но закон не будет работать?
Тоже самое будет и в международных встречах. В нынешнем сезоне «Челси» дважды играл с «Севильей» у которой на форме находится логотип компании Marathon Bet. И в будущем континентальные команды снова могут попасть на англичан, приедут в Англию и сыграют в форме с букмекером, а встречу покажут в прямом эфире на BT Sport. Получается, что поправки в закон в этом случае снова не будут работать?
Отметим, что не только Англия так яро борется с букмекерами. В октябре 2020 года правительство Испании объявило о запрете рекламы букмекерских контор местными командами, несмотря на недовольство команд и руководства Ла Лиги, а также тяжелую экономическую ситуацию.